Магазин Умный Ребенок

Корзина

Ваша корзина пока пуста

Что такое телесно ориентрированная психотерапия и зачем нам актерское мастерство.

Купить книги о детской психологии>>

    Наверняка все вы, дорогие друзья, в своей жизни побывали на множестве занятий и прослушали множество лекций.

    Не знаю, согласитесь ли вы со мной, но я для себя выделяю несколько типов преподавателей. Одни рассказывают о том, что услышали на других лекциях и прочли в книгах – и все. Другие, даже если материал по определению только книжный, обязательно предложат свое оригинальное видение проблемы, а если предмет лекции имеет и некую практическую сторону, поделятся результатами своих исследований и раскроют секреты своего мастерства – их лекции действительно несут слушателям новые знания. Кроме того, люди могут быть логиками или интуитами. Опыт и знание первых можно передать с помощью знаковой системы – слов и формул; опыт и знание вторых надо впитывать всеми пятью органами чувств, а также всеми фибрами души и прочих гипотетических тонких сущностей.

     И если уж мы познаем человека, в частности ребенка, то я предпочитаю слушать креативных интуитов – естественно, хорошо образованных и отлично использующих при необходимости весь аппарат логического мышления. Таким человеком мне представляется Инна Вячеславовна Карпенкова.

     Инна Карпенкова в нашем центре ведет семинары по арттерапии. На этих семинарах слушатели учатся использовать средства изобразительного искусства для диагностики, коррекции и развития психических функций человека, а также сочинять хитрые психотерапевтические сказки. У Инны большой опыт работы с самыми разными психологическими и неврологическими проблемами детей и взрослых, очень впечатляющие результаты. И практикует она, конечно, не только арттерапию, но и другие приемы дружественного общения с подсознанием.

     Новый проект Инны Карпенковой – семинар «Актерское мастерство и пантомима в телесно-ориентированных психологических практиках».

     Почему мы решили, что это важная тема для «Умного ребенка»? Да потому, что очень важным оказывается владеть искусством перевоплощения для того, чтобы создать вокруг ребенка гармоничную атмосферу, донести до него наши, в общем-то, логически безукоризненные полезные советы, да и просто чтобы самозабвенно играть с ним в самые разные игры и получать от этого искреннее удовольствие.

    Последние исследования нейропсихологов доказывают, что ранее считавшиеся сугубым развлечением домашние театры и музицирование на самом деле заставляют координированно работать сразу несколько отделов головного мозга. При этом сильно возрастает количество синаптических связей, а на макроуровне это приводит к тому, что человек свободно объединяет сведения из разных областей знания и находит новые решения. Такое свойство мышления и называется креативностью.

    Что касается телесно-ориентированных психологических практик, существует их довольно много. Есть, например, йога. А есть тренинговые упражнения, позволяющие мягко решить конкретную проблему, не меняя мировоззрения. Они широко используются, например, в школах подготовки к мягким родам, и там это очень осмысленно. Потому что если телесная закрепощенность приводит человека к проблемам в общении, это его личное дело, и, может быть, он по этому поводу пишет пронзительную лирику, а потом находит друзей и любимых из числа людей со сходными проблемами. Но если телесная закрепощенность матери ведет к родовой травме у ее ребенка – согласитесь, это уже не только ее личное дело, да и проблема встает гораздо более острая.

    А еще вы наверняка слышали, что активные и разнообразные движения вызывают выброс в кровь эндорфинов – гормонов радости. Кто лучше будет воспитывать ребенка – радостная мать или усталая и затюканная? Но движение ради движения часто воспринимается психологически негативно: кто-то или что-то заставляет нас делать то, к чему мы сейчас совсем не расположены, пусть это и полезно. Вот если двигаться захотелось в результате артистического перевоплощения – другое дело!

А теперь предлагаю вниманию читателя обещанное интервью с Инной Карпенковой.

Расскажите, пожалуйста, нашим читателям, как у Вас возникла идея провести семинар по актерскому мастерству.

- Будучи еще школьницей, я занималась в народном театре пантомимы и танца. Став взрослой, я попыталась, и весьма успешно, преподавать для детей (от 12 лет и старше) и родителей (в основном мам) основы пластики, пластического движения в жанре пантомимы и актерского мастерства, как необходимого элемента в процессе занятий пантомимой. Оказалось, что многие, как дети, так и взрослые, безумно закрепощены телом, вследствие чего и жизнь их представляет не столько плавный процесс перехода от мысли к действиям и наоборот, а принимает скачкообразное движение, в результате чего часто нарушается логика поступков, да и действия свои трудно бывает осознать. Я исхожу из того, что наше тело устроено по тем же самым механизмам и законам, что и душа, только душа менее плотна. Фактически наше тело – это физическое воплощение нашей духовной сущности. И наоборот. Если в душе хаос, то и тело, как правило, будет страдать. Поэтому я рискнула предположить, что мои занятия в совокупности с актерским мастерством (а это, по сути, микротренинг раскрепощенности и других полезных качеств) могут повлиять и на психическую, и на духовную жизнь человека. Причем довольно ненавязчиво, в противовес классическим методам психотерапии, с таким трудом приживающимся в нашей российской культуре.

- Инна Вячеславовна, а как проходят такие занятия?

- В начале занятия обязательна разминка (это что-то типа фитнеса, то есть физические упражнения для разогрева мышц и создания необходимого для занятий настроения). Затем отрабатываем элементы пластики движений тела (волны, шаги на месте, элементы пантомимы). И наконец, собственно актерское мастерство (подготовка и исполнение миниатюр на заданную тему). Занятия могут оказаться полезными для женщин с избыточным весом, различными комплексами (стеснительность, скованность как характера, так и походки, движений), для деловых женщин, которым требуется активный, приятный и во многом веселый отдых, для тех, кто хочет поддерживать свою физическую форму, не прибегая к изнурительным тренировкам. Ну и для всех, кому интересна работа над собой таким вот способом.

- И все это – за один семинар?

- Ну что Вы. Это программа регулярных занятий. А на семинаре я планирую заниматься со слушателями по такой программе: 1.Немного теории. То, как я представляю себе взаимосвязь тела, души, движения (по М.Фельденкрайзу). 2. Пластические импровизации с элементами пантомимы. 3. Актерское мастерство: задания, показ миниатюр участниками группы, анализ. То есть я планирую раскрыть теоретические основы использования таких занятий в воспитании, комплексном физическом и духовном развитии, коррекции нарушений. Но и практическая часть будет тоже основательная. Я бы рекомендовала слушателям принести на семинар спортивную форму, легкую обувь и коврики. Или иным способом приготовиться к тому, что двигаться мы будем много и активно.

- Вот такой интересный проект интересного человека, замечательного психолога Инны Вячеславовны Карпенковой. Как знать, может быть, именно этот семинар станет необходимым стимулом для развития и выявления наших лучших качеств?

Автор статьи:

Наталья Иванова

рисунок автора

Купить книги о детской психологии>>