Магазин Умный Ребенок

Корзина

Ваша корзина пока пуста

Скромное обаяние виртуальной реальности

Купить компьютерные игры>>  

Крупного московского психолога спросили в одной из телепередач, строгое обаяние виртуальной реальности играют ли его дети в компьютерные игры. И вот буквальный ответ ученого: "Я вынужден разрешать своим детям играть в компьютерные игры, чтобы они не чувствовали себя психологически неполноценными, обделенными по сравнению с другими детьми, так как в их социальном окружении все играют". Эту точку зрения можно считать наиболее распространенной и нейтральной: в глубине души взрослый против увлечения детей компьютерными играми, но, будучи человеком современным и цивилизованным, он считает борьбу с компьютерами бессмысленной. Среди профессионалов есть как ярые сторонники детских виртуальных забав, так и ярые противники. Но для большинства родителей представление об этом детском увлечении остается неясным и имеет оттенок тревоги и опасности, усугубляемый броскими заголовками газетно-журнальных статей (типа "От компьютеров родятся только роботы").

Недовольных высказываний и протестующих статей в адрес компьютерных развлечений много, но родители все равно остаются в недоумении — покупать или не покупать ребенку Тамагочи, одобрять или не одобрять его увлечение компьютерными играми? Навредит это ребенку или нет? О пользе речь даже не идет, главное — не навредить. Большинство родителей идут на поводу у детей в их стремлении к компьютерным забавам. Внутренне сопротивляясь, испытывая тревогу, они все же покупают и Тамагочи, и игровые приставки... Но взрослый человек предпочитает действовать осознанно и быть внутренне уверенным в своих выборах, особенно если это касается его детей. Поэтому он хочет разобраться — что вредного и что полезного несут детям разнообразные компьютерные игры. Так ли уж страшны виртуальные угрозы, доходящие до нас с Востока и Запада?

Компьютерные страхи

В современном отношении к кибернетическим новшествам отражается общий симптом, проявлявшийся на протяжении всего развития цивилизации, — аллергия на появление умных машин. Это заложено в природе человека — избегать того, что непонятно: неизвестное таит в себе опасность. Но именно неизвестное интригует молодых. Они настроены на восприятие нового и очень легко им овладевают. Они должны перепробовать все достижения своего времени, примерить их на себя, испытать себя в них. И в этом гарантия прогресса.

Играйте и выигрывайте

Английские ученые подвергли экспериментальной проверке распространенное представление о том, что активное увлечение компьютерными играми снижает у подростков потребность в реальном общении со сверстниками, формирует тенденцию к изоляции от реальной жизни и погружению в мир виртуальных героев и событий. С этой целью был проведен опрос ста двадцати лондонских детей в возрасте от 11 до 17 лет. Подростки заполняли специальный опросник, отражающий три тематических направления: вовлеченность в компьютерные игры, уединение — уход от действительности, общение (товарищеские отношения, компании).

Результаты исследования показали, что более 92 процентов опрошенных детей регулярно играют в компьютерные игры. Виртуальные увлечения одинаково распространены и среди мальчиков и среди девочек, но мальчики тратят на них больше времени. Подростки, играющие в компьютерные игры, обладают большим диапазоном потребностей и стремятся их удовлетворить. Завзятые игроки-мальчики отличаются и высокой потребностью в друзьях. Они же более часто встречаются со своими друзьями после школы по сравнению со сверстниками, менее увлеченными компьютерными играми. У мальчиков отмечается рост самоуважения при высоких игровых результатах. Девочки же, наоборот, не связывают самоуважение со своим компьютерным опытом и достижениями в играх.

Главный вопрос всех споров и волнений касается пользы и вреда компьютерных игр и игрушек. Современные дети, считают обеспокоенные взрослые, не включены в коллективно-досуговые формы общения, столь распространенные в недавние годы. Те, прежние, разрушены, а новые не рождаются, так как реальную жизнь и реальное общение с лихвой заменяют нынешним детям компьютер, телевизор... И даже влюбляются теперь подростки через Интернет. По мнению критически настроенных взрослых, эти ребята менее активны в общении, творчестве, познании — новейшие коммуникативные средства делают их пассивными потребителями информации. Ранний контакт с миром рационального, логического снижает их эмоциональность, чувствительность, способность сопереживать другому человеку. Жесткость мышления, клишированность сознания, упрощение картины мира, отчуждение от живой природы, агрессивность, тревожность... Что только не связывают с вредным влиянием компьютеров. Если собрать всё вместе, — современный ребенок, зараженный компьютерным вирусом, будет выглядеть настолько беспомощным и нежизнеспособным, что многие родители будут вынуждены прибегнуть к крайним мерам и оградят ребенка от соприкосновения с виртуальным миром. Но так ли уж несчастны на самом деле те ребята, что увлеченно проводят время вместе с героями компьютерных игр? Так ли уж они искалечены, невротичны и ограниченны? Необходимо ли спасать их от современной цивилизации?

   И двадцать лет назад далеко не все дети увлекались чтением, не все могли бойко и связно описывать свои ощущения, передавать свои мысли. Были дети, склонные к математике, технике, творчеству, а кто-то проводил время во дворе, в компании любителей "пошалить", в спортивном зале или слушая пластинки и магнитофонные записи. И разве не формировали у советских детей клишированность сознания и упрощенную картину мира? Те дети формально больше общались, проводили друг с другом больше времени, поскольку взрослыми поощрялись совместные формы досуга — коллективные походы в театр, кино, на природу, собрания, всякого рода конкурсы... Но истинного общения — эмоционального, доверительного, задушевного — было, наверно, столько же, сколько и у современных детей. Практически каждый ребенок скажет, что у него есть один или два-три друга — как в прежние годы, так и сейчас. А качество дружбы не поддается измерению. И двадцать лет назад были дети, которые не могли найти себе друга и страдали от одиночества. И сейчас есть дети, которые любят природу, походы, поют под гитару, увлекаются животными, искусством, ручными поделками, чтением, хотя в их жизни уже немалое место занимают и виртуальные увлечения.

   Чрезмерное пристрастие к компьютерным играм связывают с уходом от реальности — в этом видят их наибольшее зло. Но избыточное плохо всегда и в любом деле. И в любое время это говорит о наличии каких-то проблем. Чрезмерное увлечение чтением, например, всегда рассматривалось как свидетельство ухода от действительности. Что еще вредного в компьютерных играх? Игры с агрессивными сюжетами, которые, по мнению критиков, провоцируют в детях агрессивное поведение и жестокость? Давайте вернемся к тем временам, когда еще не было компьютеров. Детям читали сказки, рассказывали легенды и мифы разных народов. Сюжеты этих историй были порой не менее жестоки, чем сценарии компьютерных игр, а герои — не менее агрессивны и воинственны. Злые ведьмы, вампиры, оборотни, страшные испытания и увечья, встающие на пути героя, ищущего свое счастье или решающего проблему добра и зла... А непостижимое порой отношение родителей к собственным детям, которых отправляли на явную погибель в лес при "материальных затруднениях"? А враждебные отношения между братьями, сестрами?..

    И в те времена было немало деятелей и специалистов, которые не рекомендовали рассказывать детям подобные истории, так как это негативно отразится на их душевном состоянии. Нынешним детям не рекомендуют смотреть боевики и играть в компьютерные игры с агрессивным сюжетом — драками, перестрелками, убийствами. Между тем, в игры с символическим убиванием, игрушечными пистолетами, мечами, схватками, неизбежными потасовками дети играли раньше, играют сейчас и будут играть в будущем. Чем это лучше виртуальных схваток? Эти игры отражают одну из переменных психологической реальности детства. Это потребность детей, а не придуманные для их развлечения или навязанные им игры.

Современные дети — обычные дети с обычными детскими проблемами. Но живут они уже в другой эпохе, соприкасаются с другой реальностью. И они не так наивны по сравнению со своими предшественниками, больше знают о жизни и более склонны ориентироваться на собственные интересы и предпочтения.

    Ну а как же те, которых описывают как жертв компьютерных игр, — болезненные на вид, невротизированные, не общающиеся со сверстниками, потерявшие интерес к реально происходящему вокруг? В чем причина их болезненного состояния? Виноват ли здесь компьютер? Косвенно — да. Он сыграл роль "убежища" для уже психологически неблагополучного ребенка. Такую роль в отсутствие компьютера могли бы сыграть телевизор, сигареты, чрезмерно поглощаемые сладости и многие другие опасные пристрастия. Чаще всего это ребенок, обделенный вниманием и пониманием, изолированный в семье, предоставленный самому себе, испытывающий проблемы с учебой или во взаимоотношениях со сверстниками, ощущающий себя заброшенным, нелюбимым, ненужным. Ограничение в доступе к компьютерным играм не решит само по себе сложных психологических проблем такого ребенка.

Компьютерные радости

    Абсолютное большинство детей мечтают о собственном компьютере или игровой приставке. Они хотят играть во всё новые и новые компьютерные игры. Этот интерес зарождается еще до школы, а верхняя его планка переходит иногда далеко за пределы юношеского возраста. Чем все-таки притягивают компьютерные игры? Они удовлетворяют потребность ребенка любого возраста в игре. От игры дети получают удовольствие, а значит — положительные эмоции. Им нравится следовать определенным правилам, погружаться в различные сюжеты, отгадывать загадки, примерять на себя разные роли, переживать острые ощущения. Но главное — добиваться успеха. Выигрывая или хотя бы проходя игру до конца, дети начинают себя чувствовать более уверенными и умелыми. Диапазон компьютерных игр весьма разнообразен и удовлетворяет как познавательные, так и эмоциональные потребности ребенка.

   Некоторые специалисты считают, что компьютерные игры — это не просто детские забавы. Они затрагивают желания, фантазии и страхи, таящиеся в каждой человеческой душе. Любой жанр компьютерной игры отражает глубинные импульсы человеческой жизни, имеющие вековую историю. Например, игры с перестрелками как бы тренируют инстинкт выживания, игры-головоломки типа Тетриса удовлетворяют потребность в упорядоченной реальности, логической обоснованности окружающего. Игры с супергероями отвечают потребности в могуществе, всесилии, подкрепляют желание контролировать ситуацию, управлять ею. Компьютерные игры притягивают и детей и взрослых, так как дают возможность проработать свои неосознаваемые потребности и желания. Это необходимо для их психического здоровья.

Компьютерные игры — это не только развлечение

Петр, 14 лет
Играю ради удовольствия. Игра увлекает. Моя цель — выиграть, пройти игру. Пытаюсь разгадать загадки в игре... Нравятся те игры, где есть больше свободы действий. Например, ролевые игры, где можно увеличивать у главного персонажа силу, ум, удачу... Игра улучшает настроение, если оно было плохое...

Иван, 13 лет
Играть интересно. Я получаю положительный эмоциональный заряд, когда играю... Мне нравится сюжет игры — ради него и играю. Интересно, какая графика, как сделаны заставки... Игры будят фантазию...

Антон, 12 лет
Когда покупаешь новую игру, ставишь перед собой цель — пройти ее до конца... Когда достигаешь цели — это всегда приятно...

Сережа, 11 лет
Играть интересно, когда сложно и когда хороший сценарий... Мне нравятся игры, где надо кого-то спасать. Очень люблю квесты — там надо долго думать, как поймать клоуна...

Саша, 7 лет
В игре надо думать, убивать врага и быстро ходить... У тебя много жизней, не страшно умереть. Можно играть до победы и выигрывать суперогромные очки...

Mария, 12 лет
Люблю играть, но иногда быстро надоедает... Нравится преодолевать препятствия... Люблю гоняться на машинах — ведь реально-то мне это нельзя...

Как и любая игра, компьютерные забавы служат сильным импульсом для развития ребенка — интеллектуального, эмоционального, личностного. Проблемы, с которыми сталкивается ребенок в виртуальном пространстве, активизируют его восприятие, память, внимание, мышление, укрепляют умение работать в быстром темпе и в постоянно меняющихся условиях, развивают волю, терпение, упорство в достижении цели. Компьютерные игры учат ребенка планировать и анализировать свои действия, разрабатывать стратегии и тактики успешной игры. Ребенок приобретает умение переживать свой неуспех, относиться к нему как к эпизодическому результату, исправлять свои ошибки и совершенствовать свои умения. Положительные достижения в игре повышают самоуважение и самооценку — столь необходимые для личностного развития.

Компьютерные игры часто выполняют и важную психотерапевтическую роль. Они помогают ребенку изживать свои страхи, тревоги, агрессивные состояния ("выпускать пар"), поднимают настроение и дают положительный эмоциональный заряд.

Считается, что увлечение компьютерными играми ограничивает и обедняет общение ребенка со сверстниками. Но это не совсем верно. Часто бывает наоборот. Компьютерные игры помогают даже необщительным детям найти себе приятелей со схожими интересами, так как у них появляется тема для совместного обсуждения. Детям становится интересно встречаться друг с другом, чтобы поделиться своим опытом, достижениями, обсудить новинки, обменяться играми. Встречи по интересам дают повод к обсуждению и других проблем — учебных, межличностных, семейных, а также новостей кино, музыки, спорта.

Компьютерные игры, как и любое увлечение, приучают ребенка к расширению своих знаний о предмете увлечения, к самостоятельному поиску информации. Дети хотят быть компетентными, читают специальные журналы, смотрят тематические телепередачи, пытаются систематизировать свой опыт и знания.

В многообразном мире компьютерных игр каждый ребенок начинает понимать свои возможности и интересы. Кто-то выбирает для себя бродилки, а кто-то гонки, стратегии, квесты. Так вырабатывается собственный стиль, осознается своя индивидуальность. Разнообразные сюжеты игр и эстетика их оформления расширяют и представление ребенка об окружающем мире, а игровой опыт помогает систематизировать эти представления и соотнести их с собственными знаниями и жизненным опытом, с информацией, полученной на школьных уроках, из книг, телепередач, из общения с родителями, сверстниками.

Автор статьи:

И.Л. Руденко, школа "Приоритет"

Купить компьютерные игры>>