Темы семинаров Детского центра "Умный ребенок" Ребенку скоро полгода, хочу начать чему-то обучать его. Слышала, видела по ТВ давно, <С добрым утром>, что если рано научить читать, то дети становятся способными, одаренными. Тема передача называлась <Читать- раньше, чем ходить?>. Показывали девочку 1,5 года, которая читала в прямом эфире разное, в том числе и то, что ей тут же писала ведущая, Лариса Вербицкая: Кому верить: все старые методики против раннего обучения чтению по буквам, а новые за. Вот нашла прямо противоположные точки зрения: Мария Монтессори (18701951) пишет: "Ребенок до 3-х лет характеризуется таким типом ментальности, подступиться к которому взрослые не в состоянии. Следовательно, оказывать прямое воздействие на него невозможно", цитируется по книге: М. Монтессори "Помоги мне это сделать самому", "Разум ребенка. Стадии роста. М., 2001. то есть, нельзя вообще ничему научить! Глен Доман (1956 1996 г.) пишет: "Ничто не может быть более абстрактным для двухлетнего ребенка, чем буква "А". Лишь благодаря своей одаренности дети когда-нибудь смогут выучить эту букву." так пишет Глен Доман в книге "Гармоничное развитие ребенка, М. 1996 г., на стр. 345, и во всех других своих книгах по данному вопросу. ребенок лет до шести (?) не может запомнить ни одну букву! Павел Тюленев (1991, 1995 г.) пишет: <Установлено, что при созданных по рекомендациям системы МИР нормальных, современных условиях развития, за счет правильно организованной развивающей обстановки, ХОДИТЬ, ГОВОРИТЬ и ЧИТАТЬ по буквам, а также печатать слова ребенок может начинать практически одновременно в период между первым и вторым годом жизни." см. в книге "Читать раньше, чем ходить. Авт.: П.В. Тюленев., М., 1995, 1996". говорит, что можно научить не только читать, но и писать! Александр Шаловаров тоже написал книгу, что обучать нужно по буквам: <Читать раньше, чем говорить>, Псков, 1992 г.. Ну и снова-здорово, вот что пишет известный педагог Н.А. Зайцев: "Как никто и никогда, мы резко отказываемся от фонемного принципа и берем за основу складовой . Отвергаем мы и широко распространенное заблуждение, что прежде, чем научиться читать, нужно знать названия букв, алфавит." см. Н. Зайцев. Письмо. Чтение. Счет. Учебник нового типа. С.-Петербург., "Лань". 1997 с. 14. говорит, что нужно учить читать только по складам, по <кубикам Зайцева>и только с трех лет!. Что делать, кому верить? Голова кругом: Какие методики обучения ребенка Вы выбрали?
Ангел, 21.11.2006 18:00
Re: Темы семинаров Детского центра "Умный ребенок" Уважаемый(ая) Ангел
Это действительно здорово, что Вы решили не просто ждать, пока Ваш ребенок достигнет возраста 1 года/3 лет, а пытаетесь начать формировать для него развивающую среду. Идея Вами схвачена правильно РАННЕЕ но только не обучение, а РАЗВИТИЕ! Причем развитие это не только и не столько обучение чтению. Например, лет 30 назад, да и сейчас волна интереса возвращается, был популярен другой лозунг "Плавать раньше, чем ходить". А этот аспект Вы не рассматриваете? Физические упражнения, описанные Гленом Доманом (динамическая гимнастика, непрерывное ползание) способствуют раннему и полноценному созреванию/функционированию головного мозга, что, естественно, сказывается на всем дальнейшем развитии ребенка. Но если все-таки рассматривать проблему обучения чтению, то Глен Доман вовсе не отрицал возможности обучения в раннем возрасте. Наоборот, у него есть даже одноименная книга только читать он предлагает не буквы, а СЛОВА! Ребенок практически с рождения просматривает специальные многочисленные карточки и постепенно в мозгу закрепляется весь образ слова. И в 1,52 года малыш вдруг произносит слово, показанное ему на карточке. Правда, является ли это собственно чтением остается вопросом Зайцев Н.А. построил свою методику на принципах развития Монтессори "от письма к чтению" ведь, действительно, его кубиками детки пишут, а потом уже начинают читать. И Монтессори совсем не отрицала возможности раннего развития малышей. А как же разработанные ею многочисленные материалы по развитию сенсорики, которые с таким успехом исользуются в группах с детками от 7 месяцев и до 3 лет? Да, собственно интерес к обучению чтению наблюдался ею у детей в возрасте около 4 лет но никто не мешает Вам предлагать это содержание раньше, при условии наличия желания у ребенка. И все-таки в раннем возрасте основные задачи развития формирование и развитие эмоционального мира (богатство эмоций), социальных навыков (общение) и познавательного интереса (развитие кругозора представлений об окружающем мире, формирование сенсорных эталонов). А обучение чтению может присутствовать как сопутствующая цель. И опять я бы подчеркнула, не чтение даже в качестве цели, а фонематический слух, четкая артикуляция и речевое развитие. Советую обратиться к книгам Л. Павловой (Раннее детство: познавательное развитие изд-во Мозаика-Синтез) или журналу "Мама и малыш" (они печатали ее статьи по развитию ребенка по возрастам).